Бондарюк Георгий Макарович
Комбриг (28.11.1935 г. НКО №2488)
Русский. Член ВКП(б) с октября 1919 г. (в 1918-1919 гг. - член ЛКСМ).
Родился в апреле 1902 г. в г. Севастополе в семье рабочего-грузчика. В 1903 г. семья переехала в г. Москву. В 1914 г. окончил городское начальное училище, затем ремесленное училище, до 1918 г. работал подручным слесаря и слесарем в Дорогомиловских механических мастерских. В 1918 г. состоял в отряде Красной гвардии Дорогомиловского района г. Москвы.
В Красной армии добровольно с октября 1919 г. Окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу (летно-съемочное отделение) в январе 1920 г. Участник Гражданской войны. Воевал на Южном фронте с войсками генерала Деникина и генерала Врангеля. В январе - ноябре 1920 г. - летчик-наблюдатель 1-го и 48-го авиационных отрядов Южного фронта. В ноябре 1920 г. по болезни откомандирован в г. Москву. С декабря 1920 г. по апрель 1921 г. - инструктор летно-съемочного отделения аэрофотограмметрической школы.
После Гражданской войны на ответственных должностях в ВВС РККА. С мая по июль 1921 г. - летчик-наблюдатель при штабе авиации 9-й Кубанской армии. Участвовал в ликвидации белогвардейских формирований на Кубани. В июле - ноябре 1921г. - начальник фоторазведслужбы 1-й отдельной воздушной эскадры. В ноябре 1921 г. - мае 1922 г. - летчик-наблюдатель дивизиона авиаспециалистов при Главвоздухфлоте РККА. В июне 1922 г. экстерном выдержал экзамены за курс теоретической школы авиации. С мая 1922 г. по август 1923 г. - курсант Севастопольской школы военных летчиков (по истребительному отделению). В 1923 г. окончил Московскую школу военных летчиков, а в январе 1924 г. — Высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания (г. Серпухов). С февраля 1924 г. - летчик отдельного разведывательного отряда «Ильич». С апреля 1925 г. - помощник начальника экспедиции особого назначения. В начале июля 1925 г. в составе этой экспедиции осуществил перелет по маршруту Ташкент - Термез - Кабул (через горы Гиндукуш). В том же месяце назначен командиром отдельного авиационного звена особого назначения при штабе ВВС Туркестанского фронта. Под его руководством была осуществлена доставка ремонтного оборудования и ремонт двух самолетов на территории северного Афганистана. В чрезвычайно трудных условиях ремонта (одного самолета в песках, другого — в горах) оба они были восстановлены. Поочередно пилотируя эти самолеты, Г. М. Бондарюк перегнал их в г. Ташкент. Заграничная командировка в Афганистан закончилась в конце марта 1926 г. После возвращения из Афганистана - летчик ЗО-й отдельной авиаэскадрильи «Красная Москва». С октября 1926 г. по январь 1927 г. состоял в распоряжении начальника ВВС РККА. Автор труда «Условия работы авиации в Средней Азии» (1927). С января 1926 г. - командир 19-го отдельного авиационного отряда «Дальневосточный ультиматум» (СибВО). В 1929 г. окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава (КУНС) при Военно-воздушной академии имени проф. Н. Е. Жуковского. С мая 1929 г. — командир 25-го авиационного отряда. Участник боев в период конфликта на КВЖД в 1929 г. С декабря 1929 г. - командир 28-й авиационной эскадрильи. С июня 1931 г. - в распоряжении Главного управления РККА с прикомандированием к Военно-строительному управлению РККА. С ноября 1931 г. - командир и военный комиссар 21-й штурмовой авиационной бригады (ЛВО).
Из аттестации за 1932 г. на командира 21-й авиабригады Г. М. Бондарюка, подписанной в ноябре 1932 г. помощником командующего войсками Ленинградского военного округа по авиации И. Д. Флоровским:
«Бригадой командует один год, на эту должность поднялся с рядового летчика. Командовал звеном, отрядом и эскадрильей. Имеет большой опыт работы авиации в Туркестане и Сибири. Требования, предъявляемые в данное время к авиации, усвоил. Способен будет грамотно применять авиацию в боевой обстановке. Командуя вновь формируемой бригадой, добился хорошей подготовки летных частей и без аварийного окончания учебного года. Молодые летчики бригады обучены грамотно. Тов. Бондарюк лично сам производил обучение технике полета молодых летчиков.
Командирская учеба в бригаде поставлена еще недостаточно четко. Свои знания по технике и тактике авиации углубляет. В истекшем году сам летал мало, что объясняется большой работой тов. Бондарюк(а) по строительству домов, ангаров, полигона, аэродрома и большими оргработами по формированию бригады. Летные части в осенних маневрах работали хорошо. Обладает большой волей, решителен и инициативен. Дисциплинирован сам и требует этого от подчиненных. Интересуется всеми сторонами [жизни] бригады. Много сделал совместно с исполкомом по созданию жилищного фонда бригады. Управление бригадой твердо держит в своих руках. Авторитетом пользуется, но были случаи нетактичного обращения с подчиненными и была несогласованность в работе с начпобригом (начальником политотдела бригады. — Авт.). В данное время это сгладилось, и налицо единство начсостава бригады есть. Единоначальник. Правильно ведет линию партии. Здоров и для боевой обстановки пригоден. Среди авиачастей округа бригада заняла первое место по физподготовке и стрелковому делу.
Должности командира бригады вполне соответствует. Обращаю внимание тов. Бондарюк(а) на более четкую и грамотную постановку командирской учебы, а также на изжитие нетактичных обращений с начсоставом и на монолитное единство и сплочение командного состава. Зачислить в кандидатские списки на должность командира авиационного корпуса».
В 1933 г. окончил оперативный факультет Военно-воздушной академии имени проф. Н. Е. Жуковского. С декабря 1933 г. - командир и военный комиссар 101-й смешанной (впоследствии тяжелобомбардировочной) авиационной бригады (ОКДВА). За непринятие должных мер безопасности при перелете 2 октября 1936 г. эскадрильи самолетов 26-й авиабригады по маршруту Домна — Хабаровск, в результате чего пострадали люди и техника, приказом народного комиссара обороны СССР от 9 ноября 1936 г. от занимаемой должности был отстранен и отдан под суд. Военная коллегия Верховного суда СССР по указанному обвинению 23 декабря 1936 г. приговорила Г. М. Бондарюка к одному году лишения свободы. Тогда же Военная коллегия смягчила это наказание, заменив его четырехмесячным арестом с содержанием на гауптвахте. С апреля 1937 г. - в распоряжении начальника ВВС РККА. 31 августа 1937 г. по политическому недоверию уволен в запас.
Арестован 3 сентября 1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 2 октября 1938 г. по обвинению в участии в военном заговоре приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 2.10.1938 г.
Указом ПВС СССР от 31.10.1942 года лишен орденов.
Определением Военной коллегии от 27 июня 1956 г. реабилитирован.
Указом ПВС СССР от 26.4.1967 г. восстановлен в правах на награды.
Награжден:
Приказ РВС СССР №773/19 от 11.12.1925 года Орден Красное Знамя РСФСР № 15489
«Военный летчик. За отличия при совершении ответственного и трудного, требовавшего исключительной выдержки и хладнокровия перелета 4 июля 1925 г.» ( Перелет в Афганистан в 1925 г.)
Постановлением ЦИК от 30 февраля 1930 г. Приказ РВС СССР №154 от 22.02.1930 года Орден Красное Знамя РСФСР № 532 «2». Вторичное награждение.
«Командир 25 авиаотряда 18 корпуса ОДВА. За отличие в боях при ликвидации конфликта на КВЖД в 1929 г. РВС ОКДВА»
Источники:
1. Черушев Н. С., Черушев Ю. Н. «Расстрелянная элита РККА 1937-1941. Командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные.»
2. Стрекалов Н. Сысолятин И. «Награды Советских республик»
3. http://www.rkka.ru/ihandbook.htm
4. ГАРФ фонд 7523, опись 44, дело 22